Эксперты предупреждают о рисках мошенничества с рекламой недвижимости в социальных сетях
После введения контроля на сайтах объявлений об аренде и продаже недвижимости риелторы, не имеющие разрешения, стали выбирать социальные сети в качестве основной платформы для размещения объявлений. Эксперты в сфере недвижимости Турции предупреждают пользователей о росте числа несанкционных объявлений в сети, вводящих потребителя в заблуждение: «Необходим нормативный акт, специально разработанный для социальных сетей», - и предупредили потребителей: «Не переводите деньги за объект недвижимости, который вы не видели своими глазами».
Введение контроля за объявлениями в сфере недвижимости
После введения жесткого контроля на сайтах объявлений о продаже и аренде недвижимости агенты по продаже недвижимости без разрешения обратились к социальным сетям. В связи с этим, количество консультантов по недвижимости в социальных сетях увеличилось. Заместитель председателя Ассоциации предпринимателей-агентов по недвижимости (TÜGEM) Мустафа Хакан Озелмачикли, отметил, что в последние месяцы в социальных сетях увеличилось количество объявлений, вводящих потребителей в заблуждение.
«Министерство торговли проводит аудит социальных сетей и при необходимости вводит ограничения на доступ. Однако социальные сети по-прежнему несут в себе большой риск виктимизации потребителей, - говорит г-н Озельмачикли, - «Например, так называемый агент по недвижимости может открыть на своей странице в социальной сети объявление о продаже земли с реальной стоимостью 2 миллиона турецких лир и написать в разделе цена - 500 тысяч лир. Потребитель может быть обманут с предоплатой, думая, что это прекрасная возможность инвестировать в этот объект. Затем объявление удаляется. То же самое возможно и в отношении жилья на продажу/аренду».
Необходимое урегулирование
Указывая на необходимость регулирования для более постоянного решения проблемы, г-н Озельмачиклы сказал: «Сегодня для размещения рекламы в офисе или на рекламном сайте компания должна иметь сертификат авторизации. Можно также ввести требование о добавлении номера авторизации к аккаунтам в социальных сетях. Если номер отсутствует, аккаунт закрывается. Министерство также может сделать проверки и санкции более оперативными, открыв горячую линию. Мы передали властям нашу просьбу по этому поводу и ждем. Кроме того, в этой области можно изучить и мировые примеры. Например, в Дубае к рекламе в социальных сетях добавляется QR-код, и потребителю показывается достоверность этой рекламы».
Мошенничество через WHATSAPP
Г-н Озелмачикли также предупредил, что мошенники пытаются заработать на WhatsApp: «Они пытаются собрать деньги в качестве подходящей инвестиционной возможности, используя фотографии и имена известных инвестиционных консультантов. Эта игра на фондовом рынке, а также в сфере недвижимости. Например, есть участок земли, они предлагают очень хорошую возможность купить его совместно. При этом люди, чьи имена они используют, не имеют никакого отношения к этим действиям. Потребителям следует быть очень осторожными с подобными методами и не отправлять деньги кому-либо без проверки всех данных».
Система проверки электронных объявлений (EİDS)
В систему проверки электронных объявлений (EİDS), которая была внедрена с целью предотвращения манипуляций с ценами, с которыми сталкиваются граждане при использовании фальшивых объявлений, и предотвращения неформальной торговли недвижимостью, были внесены изменения. Начиная с 1 января 2025 года система станет обязательной и позволит авторизовать агента по недвижимости и выяснить его полномочия. Однако, как было объявлено, с 1 января приложение будет активировано «только для объявлений об аренде недвижимости», а объявления о продаже недвижимости можно будет размещать без проверки до повторного указания. Указав на то, что внедрение этой системы для всех объявлений о продаже недвижимости имеет большое значение, г-н Озельмачиклы отметил, что на сегодняшний день на порталах все еще встречаются недостоверные объявления, а потребители продолжают обманываться и быть обманутыми.
Не платите, не видя объект своими глазами!
Председатель Комитета по недвижимости Торговой палаты Стамбула (ITO) Хакан Акдоган заявил, что в то время как на сайтах объявлений продолжаются улучшения, с другой стороны, растет маркетинг недвижимости через социальные сети: «Таким образом, растет как незарегистрированная реклама, так и реклама, жертвой которой становится рядовой». Г-н Акдоган также сделал важные предупреждения в отношении рекламы, размещаемой в социальных сетях: «Прежде всего, обязательно поинтересуйтесь, есть ли у человека, продающего недвижимость, сертификат авторизации. Узнайте номер документа и запросите его через информационную систему по торговле недвижимостью. Никогда не отправляйте задаток, не увидев объект. Когда вы пойдете смотреть объект недвижимости, попросите у агента по недвижимости документ и сертификат о разрешении заниматься данным объектом. Этот документ показывает, что владелец недвижимости уполномочил агента по недвижимости. Если вы собираетесь купить землю/поле, обратитесь в соответствующий муниципалитет и земельный кадастр, чтобы подтвердить предоставленную вам информацию».